Организация открытого доступа в детской библиотеке
Оренбургова Е.Ю.,гл. библиотекарь отдела обслуживания МБУК "ЦДБ города Мурманска" Открытый доступ – форма библиотечного обслуживания, предоставляющая читателю возможность самостоятельного поиска и выбора документов в библиотечном фонде. В последнее время существует тенденция к расширению открытого доступа к фонду библиотеки. В связи с этим возрастает потребность в использовании наглядной, то есть чёткой и понятной любому
пользователю системы организации открытого доступа.Каждая библиотека должна, исходя из своих возможностей, создавать систему организации открытого доступа, не нарушая при этом прав читателей на доступность ко всему библиотечному фонду, но в то же время и сохраняя фонд для будущих читателей. С помощью открытого доступа должны повышаться оперативность и качество обслуживания читателей, полнота предоставляемой им информации. Основной целью организации открытого доступа к фонду является повышение качества обслуживания детского населения. В открытом доступе массовых небольших библиотек раскрывается не весь фонд, а наиболее актуальная его часть (рекомендуется выставлять от 50 до 90% изданий от общего фонда). К особо ценным и малоспрашиваемым изданиям система открытого доступа не применяется.
Для создания комфортной обстановки и если позволяет место, то можно разместить «зеленую зону», где наряду с литературой уместно поместить поделки из природного материала, аквариум, цветы. При организации открытого доступа, прежде всего, учитываются интересы читателей. В открытом доступе обязательно представлена ведущая тема работы, а так же краеведение. Виды открытого доступа . Доступность фонда может быть частичной (неполной) и полной. Частичный доступ:
По месту хранения (размещения).
|
||||
Вариант расстановки стеллажей по стенке на абонементе Фото из архива ЦДБ |
||||
Оформление книжного фонда в открытом доступе. При полном или значительном раскрытии книжный фонд расставляется согласно ББК с указанием шифра данного раздела. В детских библиотеках часто используется метод тематической расстановки литературы в открытом доступе.Для раскрытия фонда большое значение имеют разделители и подписи (заголовки) на стеллажах. Наглядность – главный принцип оформления. Полочные разделители должны быть красиво, эстетично оформлены, все подразделы темы можно выделить одним и тем же цветом, использовать фотографии, рисунки, предметы, игрушки и пр. На полочных разделителях наряду со словесным определением темы раздела можно поместить рисунок, выражающий ключевое понятие темы. В детских и школьных библиотеках используют разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу – чаще всего видному писателю или ученому, о которых в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветные или с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Разделители можно сделать и объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители, порой сотворенные из ватмана, недолговечны, но рекламно-информационную задачу свою выполняют. Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывали, рекламировали броские заголовок и/или рисунок на его торце.Здесь можно разместить планшеты или мягкие холщовые сумки со своим логотипом. В них вкладывают аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов сайтов в Интернете) по какой-либо теме, буклеты, приглашения на библиотечные мероприятия. На книгах одной темы можно делать сиглы (полоски) одного цвета с заголовком (удобно искать и расставлять). Можно использовать различные вспомогательные средства для рекламы библиотечного фонда: схема его размещения, реклама фонда ОИЕФ, медиатеки и других отделов библиотеки, обращения к читателям, памятки, листовки и др. |
||||
Вариант оформления схемы размещения литературы на стеллажах в Центральной детской библиотеке Фото из архива ЦДБ |
||||
В практике работ библиотек существуют многообразие форм привлечения внимания читателей к литературе: закладки с надписью «Советуем почитать», «Это интересно!», «Предлагают читатели», «Книги, сданные сегодня», «Рекомендуют читатели», «Новинка сезона» и пр. Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда, для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке. Напомним о некоторых особенностях восприятия того или иного цвета. В детской библиотеке лучше использовать насыщенные, теплые тона, допустим, разнообразные оттенки бежевого и розового цвета, или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой).При этом предпочтительно избегать пестроты, а также сочных красок (все оттенки ярко-красного, фиолетового), которые на больших площадях – стенах, например, создают ощущение беспокойства, вызывают у детей нервозность. Для полного раскрытия библиотечных фондов в открытом доступе оформляются развернутые выставки литературы, тематические стеллажи и подборки, внутриполочные выставки (5-7 кн.). Отраслевые периодические издания рекомендуется приближать к соответствующим разделам книг. В открытом доступе должна быть полно представлена отраслевая литература с систематически обновляющимся ассортиментом. Могут быть созданы уголки читателей различных возрастных и социальных групп. Принципы отбора литературы:
Существуют определённые требования к состоянию книг и размещению их на полках. В открытом доступе рекомендуется выставлять только опрятные, новые документы, не более 2-х экземпляров одного названия. На одной метрополке должно быть не более 40 книг. Книги на полках должны стоять свободно.Нежелательно ставить книги на нижние полки, так как они не попадают в зону зрительного комфорта читателей. |
Тенденции развития открытого доступа
№ п/п | Тенденция | Суть | Ведущий принцип |
1. | Антропоцентричность | В центре внимания – человек, реальный и потенциальный пользователь. Организация фонда зависит от его потребностей и предпочтений. | Доступ преобладает над владением,структура – над количеством. |
2. | Маркетинг | Формирование, развитие и удовлетворение спроса на библиотечные услуги. | Продвижение ресурсов. |
3. | Комфортность | Позитивность и лёгкость использования – это плюсы, которые притягивают и побуждают обращаться снова. | Удобство. |
4. | Полнота | Абсолютно открытый и доступный фонд (в том числе и в виртуальном пространстве) | Всем, всегда и везде. |
Варианты интерьеров в детских библиотеках города Мурманска |
||||
Литература 1. Библиотечное дело: терминологический словарь / Российская государственная библиотека. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: РГБ, 1997. – 168 с.2. 2. Добрынина Н. Е. Три революции в библиотечном деле / Н. И. Добрынина // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 46–49.3. 3. Коротеева Р. «Звездочка» на абонементе: [расстановка стеллажей при открытом доступе к книжным фондам] / Р. Коротеева, Г. Винтовкина // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 54–55. 4. Коул Н. Хорошие библиотекари, плохие книги и всеядные читатели, или философия управления библиотечным фондом / Н. Коул, Б. Ашервуд // Библиотековедение. –1999. – № 3. – С. 158–159. 5. Маслова Н. Его величество порядок: разделители для открытого доступа в детских и школьных библиотеках/ Маслова Н., Попова О., Сафонова И. – Режим доступа: http://www.lib.1september.ru 6. Матлина С.Г. Особенности расстановки и оформления книжного фонда / С.Г. Матлина // Библиотека в школе. – 2005. - №18. – С. 10-13. 7. Матлина С. Г. Этот абсолютно свободный доступ / С. Г. Матлина // Библиополе. – 2006. – № 4. – С. 22–26. 8. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек. – Новоуральск: ЦГБ, 2007. – 24 с. 9. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – СПб.: РНБ, 2001. – 204 с. 10.Сафиканова Н. М. Расширение открытого доступа к библиотечным фондам как способ привлечения новых читателей в библиотеку / Н.М. Сафиканова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - № 4. - С.38-45. 11.Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2007. – 496 с. – (Серия «Библиотека»). 12.Формирование и использование книжных фондов ЦБС: метод. рекомендации. – Л.:Б.и., 1989. – 236 с. 13.Шилов В. В. Учет и переоценка библиотечных фондов.Нормирование недостачи / В. В. Шилов // Библиотека и закон: справочник, документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. – М., 2000. – Вып. 8. – С. 198–213. |